skip to Main Content
8 Listochkov

فِعْلُ الأَمْر

Повелительное наклонение

tablica_9

Глагол повелительного наклонения образуется следующим образом:

1 – Глагол المخاطب ставиться в падеж الجَزْم . Т.е. если он в ед. числе то над последней буквой ставиться сукун. Если же он в двойственном, множественном числе или ед. числе второго лица, жен. рода, то в падеже  الجَزْم он будем ставиться путем опускания буквы «ن» в окончаниях «انِ», «ونَ», «ينَ», пример:

8_2_ex_7

2 – Убирается приставка настоящего времени «تاء» пример:

8_2_ex_8

3 – Добавляем хамзу-уасль перед глаголом, т.к. слова в арабском языке на сукун не начинаются.

8_2_ex_9

Огласовка хамзы-уасль зависит от хараката средне-коренной буквы глагола т.е. «ع». Если «ع» глагола настоящего времени имеет харакат касра или фатха, то перед образуемым глаголом الأمر ставится хамза с харакатом касра « اِ ». Пример:

8_2_ex_10

Если буква «ع» глагола настоящего имеет харакат дамма, то перед образуемым глаголом амр ставится хамза со знаком дамма. Пример:

8_2_ex_11

Домашнее задание

  1. Рассказать, как образуется форма глагола повелительного наклонения  ед., двойственном и множественных числах, выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، سرق

(الجَحْد (معلوم

Отрицание прошлого времени (действительный залог)

tablica_10

Домашнее задание

  1. Выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، سرق

لجَحْد (مجهول

Отрицание прошлого времени (страдательный залог)

tablica_11

Домашнее задание

  1. Выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، سرق

(النَّفِى (معلوم

Отрицание настоящего времени (действительный залог)

tablica_12 

Домашнее задание

  1. Выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، سرق

(النَّفِى (مجهول

Отрицание настоящего времени (страдательный залог)

tablica_13

Домашнее задание

  1. Выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، سرق

(أمر الغائب (معلوم

Повелительное наклонение третьего лица (действительный залог)

tablica_14

Домашнее задание

  1. Выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، سرق

(أمر الغائب (مجهول

Повелительное наклонение третьего лица (страдательный залог)

tablica_15

Домашнее задание

  1. Выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، سرق 

(النهى (معلوم

Запрет настоящего времени (действительный залог) 

tablica_16

Домашнее задание

  1. Выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، سرق

(النَهى (مجهول

Запрет настоящего времени (страдательный залог) 

tablica_17

Домашнее задание

  1. Выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، سرق

اسم المَكان و الزَمان

Имя времени (совершения действия) и имя места (совершения действия) 

tablica_17a_ispravlenno

1. اسم المَكان و الزَمان  в породах суласий мужаррад у глаголов с шаблоном  يَفْعِلُ  имеет шаблон  مَفْعِلٌ  со знаком касра на месте буквы «ع». Например:

8_2_ex_12

2. اسم المَكان و الزَمان  в породах суласий мужаррад, отличных от шаблона يَفْعِلُ , как  يَفْعَلُ   и يَفْعُلُ  , имеет шаблон مَفْعَلٌ со знаком фатха на месте буквы «ع». Например[2]:

8_2_ex_13

Домашнее задание

  1. Рассказать какие шаблоны имеет имя места и времени с примерами, выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глаголы: ضرب ، شرب ، كتب

اِسْمُ الآلَة

Имя орудия (совершения действия)

tablica_18

Например:

8_2_ex_14

Исму аль-ааля в породах суласий мужаррад также может иметь другие два шаблона:

  1. مِفْعَلٌ Например:  سَطَرَ —  يَسْطُرُ (начертил линию) →  مِسْطَرٌ — орудие чертежа, т.е. линейка;
  2. مِفْعَلَةٌ Например:  كَنَسَ  —  يَكْنُسُ (подмел) →  مِكْنَسَةٌ — орудие подметания, т.е. веник.

Примечание: Если اِسْمُ الآلَة имеет шаблон مِفْعَلٌ, то во множественном числе будет — مَفَاعِلُ.  Если же он имеет шаблон — مِفْعَالٌ, то во множественном числе будет — مَفَاعِيلُ.

Домашнее задание

  1. Рассказать какие шаблоны имеет имя орудия с примерами, выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глагол: ضرب 

اِسْمُ التَفْضِيل

Избыточно (много) совершающий действие 

tablica_19

Домашнее задание

  1. Выучить таблицу на скорость и просклонять в ней глагол: ضرب 

صَرْف الفِعْلِ الثُلَاثِي المَجَرَّد و الثُلَاثِيَة المَزِيدة 

tablica_20

Домашнее задание

Выучить таблицу и просклонять каждый из нижеследующих глаголов:

 (عَلَّمَ  — جَاهَدَ – أَكْرَمَ – تَعَلَّمَ – تَضَارَبَ – اِنْكَسَرَ – اِسْتَمَعَ – اِحْمَرَّ – اِسْتَعْمَلَ)

по примеру глагола  كَرّمَ:

документ_1

документ_2

документ_3

документ_4

___________

[1] Приставки настоящего времени «ياء в يَضْرِبُ» , «تاء в تَضْرِبُ» , «أ в أَضْرِبُ» «ن в  نَضْرِبُ »

[2]  Иногда встречаются имена не соответствующие этим двум правилам. Это является исключением, т.е. так пришло от арабов. Пример слово: مسجِد, правило требует поставить над буквой «джим» фатху, однако оно является исключением из общего правила.

  • Амина

    Ассаламу алейкум уарахматуллахи уабаракатух. Простите, если что не так поняла. Но в пункте «Имя времени (совершения действия) и имя места (совершения действия) » нет никакой таблицы. А в домашке задали учить её. Я конечно её составить могу, ин шаа Аллах, но чтобы не было заблуждения, поставьте таблицу, мин фадлик. Джазакум Ллаху хайр.

    • toislam

      Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух! Таблица была пропущена при выставлении материала. Сейчас ошибка исправлена, извните за неудобство. Уа ийакум!

    • toislam

      Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух! По ошибке вставили не ту таблицу, приносим свои извинения 🙂

  • абу самира

    ассаляму алейкум,последние 4 таблицы не показывает вообще,выдаёт ошибку,я имею ввиду таблицы,которые ниже вот этих слов »
    по примеру глагола كَرّمَ:» пожалуйста,исправьте поскорее ,просто я собрал все конспекты в один документ,и распространяю в интернете как книжку

    • toislam

      Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлах! Файлы добавлены, ошибки исправлены, барака Ллаху фикум!

  • Фатих

    Объясните пжл в каких случаях в глаголах настояще-будущего времени айн имеет дамму и фатху? Спс

    • Гита Резаханова

      Да имеет Фатху и домму

  • Aburahman Abdurahmanov

    ассаламу ‘алайкум. а виде формата pdf можно найти, чтоб легче было выучить?

  • kuan

    assalamu’alaikum
    poslednie 4 tablicy

Back To Top